Можно ставить деньги на то, что вам знакомы истории о растрате кучи денег на ужасный результат. Когда сроки сорваны, бюджет превышен, а общение с разработчиками превратилось в бессмысленную переписку. А если вы с таким не сталкивались, то боитесь столкнуться на личном опыте. И правильно делаете, ведь так можно сорвать многомиллионный контракт с печальными последствиями для ответственного. 

Между тем, сделать web-приложение на заказ можно вполне гладко. Нужно знать, как правильно начать, как себя вести в процессе, чего требовать, а на что соглашаться. Эта статья — ваш путеводитель через весь путь разработки веб-приложения до результата. 

Что за веб-приложения

Откинем недопонимание. Когда речь заходит о разработке веб-приложений, многие думают, что это просто сайт с парой кнопок и форм, лендинг или блог. Если вам нужна такая штука, сделайте её за день на WordPress, Tilda, Notion и в других платформах с готовыми решениями, не тратьте время

На самом деле, веб-приложение — это полноценная программа, которая работает в браузере и часто управляется сложной логикой на сервере. Это решения относительно сложных задач, от управления заказами до анализа данных.

Пара очевидных отличий:

Хороший разработчик заранее продумает и подсветит эти моменты в документации. А плохой выдаст результат, который может начать терять данные, тормозить и выдавать другие сюрпризы. Если они заложены ошибками в архитектуре, это, выражаясь литературно, глубокое фиаско. 

Как выбрать исполнителя

Ошиблись здесь — всё пойдёт не так. Поверьте, люди руководствуются чем угодно: ценой, красивыми словами в портфолио, вежливыми беседами с менеджерами, но только не важными критериями. Часто идут по первому же предложению, не изучив варианты. 

Не бросайтесь на первое попавшееся предложение дешёвой разработки веб-приложений. Во-первых, дёшево не бывает; дёшево означает, что результат разойдётся с ожиданиями. Стоит мыслить категорией не дешевизны, а окупаемости. Но это уже к вашей финмодели, а не к разработчику. 

Лучше заплатить чуть больше, но получить надёжный сервис с довольными пользователями (клиентами, сотрудниками), чем просто выкинуть деньги.   

Что спросили бы мы:

В серьёзном дорогом проекте у вас будут сотни вопросов. С этих можно начать.

Чёткое техзадание — лучшая защита

Если вы очень грамотный заказчик, этот пункт стоит перед выбором исполнителя, потому что у вас уже есть техническое задание. Но можно написать его и с выбранными разработчиками. Тогда к вопросам лучше добавить форму ТЗ. Сравнив формы от разных исполнителей, вы непременно увидите разницу. 

Одна из главных причин провалов — плохое техническое задание. Если вы хотите создать веб-приложение, которое будет эффективно выполнять свои задачи, потратьте время на детальное описание. В таком документе могут быть десятки и сотни страниц, но это окупится сторицей, ведь на каждый пункт можно будет ссылаться в общении с исполнителем. 

Не нужно просто перечислять функции. Нужна история: «Хочу сделать X, потому что нужно Y и при этом важно Z». Разбейте проект на составные части, опишите желаемое и подсветите причинно-следственные связи, чтобы разработчики понимали вас и могли предлагать адекватные решения. 

Это важно ещё и потому, что при реализации проекты часто меняются по разными причинам, от технических особенностей до изменения желаний заказчика, поэтому дайте людям возможность размышлять и предлагать, вам же лучше. 

ТЗ не уложить в несколько советов, но мы попробуем:

Самое главное — не бойтесь менять документацию по ходу работы, только структурированно, с оценкой влияния на сроки и бюджет. Здесь искренняя просьба вносить всё и предупреждать разработчиков. 

Коммуникация: говорите, спрашивайте, уточняйте

После подписания договора можно расслабиться и ждать готового продукта.

Как бы хотелось, чтобы это было правдой. Для заказчика это освобождение и полная уверенность в результате, а для разработчиков это получение идеального, божественного ТЗ, в котором продумано всё, а что не продумано, то самоорганизуется. 

На практике так не бывает, и проект живёт только тогда, когда в него вовлечены все стороны. Заказчику важно регулярно общаться с командой (лучше с заранее оговорённой периодичностью), задавать вопросы, пинговать по ответам на них, смотреть демо-версии, давать обратную связь. А ещё важно помнить, что разработчики тоже люди, и им важно понимать, ради чего они делают проект.

Ваша активная позиция снижает риск недопонимания. Но и исполнитель должен не просто слушать, но и задавать вопросы, предлагать решения с пониманием вашего бизнеса. 

Этапы и контрольные точки

Любой проект — это марафон, а не спринт. Точнее, марафон со спринтами внутри.  Чтобы не потерять ориентиры, важно разбивать работу на части. 

Например:

  1. Подготовка ТЗ
  2. Прототипирование
  3. Дизайн
  4. Разработка основных функций
  5. Разработка второстепенных функций
  6. Тестирование
  7. Запуск и доработки

На каждом этапе желательно иметь чёткие результаты — прототипы, демки, тестовые версии. Это даёт возможность оценивать прогресс и вносить правки, пока не поздно. 

А ещё лучше заранее обсудить, как будет проходить приёмка. Базовые вещи не стыдно прописать в договоре, а далее идут детали: кто будет проверять работу, по каким критериям, что считается исполненным, а что — нет. 

Эти моменты часто остаются за кадром, а потом приводят к недопониманию.

Ценник и сроки — мечта и реальность

Желание сделать web-приложение на заказ быстро и дёшево понятно. Но важно быть реалистом. Любая качественная разработка требует времени и ресурсов.

Цена зависит от множества факторов: объёма функций веб-приложения, уровня дизайна, интеграции сторонних сервисов, количества платформ (например, мобильная и десктоп-версия) и прочего. Если вам обещают создать сложное приложение за неделю и 100 тысяч рублей — это либо мошенничество, либо ужасный результат.

Поэтому:

Откуда дополнительные затраты? На те самые изменения и доработки в процессе. Лучше приготовить 30% всей стоимости проекта, это будет ваш страховой фонд. А хорошая студия всегда честно расскажет, сколько стоит проект и почему.

Гарантии и поддержка после запуска

После релиза игра только начинается, ведь вы бросаете в бой новичка. Нужно внедрение, обучение, тестирование в реальной среде, и, конечно же, гарантийная поддержка.

В договоре следует учесть срок гарантии, перечень гарантийных работ, ответственность исполнителя за возможные ошибки.

Если вы планируете расширяться в будущем, выбирайте исполнителя, который останется рядом. Это удобнее, чем искать новую студию под ключ каждый раз, когда нужно что-то поменять. Поиск труден и умножает неопределённость. 

Как оценить результат

Оценка результата — это не просто «понравилось / не понравилось». Здесь важно измерить, насколько приложение решает бизнес-задачи. Вам ведь нужен измеримый результат, чтобы можно было оперировать данными о том, улучшаете вы что-то или наоборот и насколько. 

Что проверять после разработки:

Не бойтесь говорить о том, что что-то работает не так, как ожидалось. Разработчики не против развития знакомого проекта. Главное — делать всё конструктивно и на основе фактов, а не эмоций, сверяться с ТЗ и договором. 

Заключение: как не попасть в ловушку

Процесс создания веб-приложения может быть сложным и мучительным или приятным и продуктивным. Всё зависит от того, как организована работа.

Главные правила для заказчика:

Разработка веб-приложений с нуля — это интересная задача, решение которой при правильном подходе обязательно принесёт удовлетворение. 

Вы не обязаны всё знать. АйТи Юниверс десятилетиями накапливала опыт и компетенции и может ими поделиться. Мы открыты к новому, любим учиться. Если вам близка такая философия, расскажите нам о своей задумке. 

Далее: Filestone MFT 2.3 — обновление российской системы управляемой передачи файлов