IT-Universe
(846) 979-80-80  info@it-universe.ru

Автоматизация учета: вчера и сегодня

Еще несколько лет назад, установив на своем предприятии программу «1С: Бухгалтерия», руководитель мог с уверенностью сказать, что учет полностью автоматизирован.

И ведь действительно, от многих рутинных процедур бухгалтеры освободились? В общем да. Количество ошибок, вызванных пресловутым человеческим фактором, снизилось? Безусловно. Подготовка бухгалтерской документации стала происходить не только более своевременно, но и на принципиально ином качественном уровне? Вне всякого сомнения.

Однако жизнь не стоит на месте. Оперативный учет, бюджетирование, движение денежных потоков, бюджет доходов и расходов, управленческий баланс…- для современной компании все эти термины перешли из разряда модных и потенциально возможных в разряд обязательных. А управление из реактивного (действия в форме ответной реакции на изменение внешних обстоятельств) все больше преобразуется в проактивное - когда проблемы диагностируют и решают еще до того, как те становятся критичными. Обеспечить устойчивое развитие в условиях жесткой конкуренции может только точность и оперативность управления с акцентом на прогнозирование.

Вот почему в понятие «автоматизация учета» сегодня вкладывается куда больший смысл и задачи, чем раньше. Для кого важны данные бухучета относительно текущего состояния расчетного счета? Для главбуха – это само собой. А еще для руководителя и для финансового директора. Причем для них более важно даже не сегодняшнее состояние счета, а то, каким он будет через неделю, через месяц. Потому что у компании есть заключенные контракты, по которым должны быть получены денежные средства. И именно под эти деньги планируются соответствующие расходы. Так что для руководства компании данные бухучета – это одновременно инструмент для принятия управленческих решений.

Инновационные технологии нужны всем. Даже компании малого и среднего бизнеса (не говоря уже о крупных предприятиях!) сегодня заинтересованы не только в установке продуктов 1С, в своевременном обновлении программ и в техническом обслуживании 1С-специалистами. Этого уже оказывается мало. Главное в том, что практически у всех появилась потребность в полноценном внедрении комплексной информационной системы 1С. И это неудивительно, потому что новейшие разработки 1С позволяют топ-менеджменту эффективно решать не только текущие задачи, но, что более важно, задачи стратегического значения.

С чем приходится сталкиваться на практике?

На большинстве предприятий автоматизация уже в каком-то виде существует. Но обычно она носит так называемый «лоскутный» характер. Это объясняется очень просто: разные участки автоматизируются в разное время, с помощью совершенно разного программного обеспечения.

Автоматизируя отдельный участок, руководство компании зачастую решает конкретные оперативные задачи, а не ставит перед собой задачи перспективного и долгосрочного планирования. О том, как в дальнейшем будут взаимодействовать между собой отдельные автоматизированные участки (да и будут ли они вообще как-то взаимодействовать), а также о том, что рано или поздно всем этим станет крайне сложно управлять, к сожалению, мало кто задумывается.

Со временем на предприятии (особенно, когда оно нормально функционирует, а значит, количество хозяйственных операций растет с каждым днем), ситуация развивается по одному и тому же невеселому сценарию. Автоматизация «снизу вверх» приводит к тому, что один участок предприятия совершенно «не видит» результатов работы другого, из-за чего между службами постоянно возникают разногласия. Одни и те же данные приходится заносить в базы несколько раз. Штат сотрудников неумолимо разрастается. Руководство не может оценить реального положения дел. Ему приходится довольствоваться данными, предоставленными руководителями подразделений. А данные эти, как и всё тесно связанное с человеческим фактором, зачастую достаточно субъективны.